От летающей «кофемолки» до реактивных лайнеров. Удивительная история земляка-пилота Заки Рахмангулова, который много лет жил и работал в Киеве
Поведать о ней читателям решил внештатный «народный» корреспондент нашей газеты, почетный гражданин Варненского района Виктор Артемьев. Обеспокоенный ситуацией, сложившейся в последние годы на Украине и высказывая поддержку специальной военной операции вооруженных сил России, Виктор Иванович решил освежить в памяти вехи жизни нашего героического земляка, который родился в Варне, а все последние годы жил и работал в Киеве.
Рассказ о Заки Рахмангулове дополнен статьей из журнала «Крылья Украины» от 13 февраля 1986 года. Это уникальный материал, потому что в нем есть последнее интервью легендарного летчика, записанное незадолго до его смерти. Сегодня эта газетная вырезка хранится в краеведческом музее Варненского района. Вашему вниманию, воспоминания Заки Рахмангулова, записанные корреспондентом Б. Мирошником, а также комментарии В.И. Артемьева.
По страницам Великой Отечественной
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Заки Рахмангулов поступил в Магнитогорскй аэроклуб. В 1943-м сельский паренек успешно закончил школу летчиков и отправился на Первый Белорусский фронт в полк ночных бомбардировщиков. Первое время младший лейтенант Рахмангулов летал на легендарном «небесном тихоходе» По-2. Именно про эту машину позже сняли знаменитый одноименный фильм, ей также посвятили песню. «Русская фанера», «Этажерка», как только презрительно насмешливо не называли этот неспешный и, казалось бы, несовременный самолет, противники. Однако, даже первые асы третьего рейха на сверхбыстрых и маневренных «мессерах» и «Юнкерсах» противопоставить По-2 ничего не могли. При всей своей неуклюжести, он был весьма эффективным оружием. Недаром пилотов внезапных и неуязвимых бомбардировщиков немцы прозвали «ночными ведьмами». Один из таких полков, который наводил страх, панику и смятение в рядах врага, и пополнил младший лейтенант Заки Рахмангулов.
«В нашей дивизии были только самолеты По-2, — вспоминал Заки Рахимжанович. — По замыслу это был учебный самолет. Но во время войны его использовали и как ночной бомбардировщик. Он летал на сверхнизкой скорости – всего 100-120 километров в час. В шутку его называли «кофемолкой». В начале войны для защиты от пуль пилот клал на сиденье сковородку. Потом здесь размещался появившийся позже парашют. Благодаря малой скорости и небольшой высоте полета – 400-800 метров – точность бомбометания была достаточно высока. От неприятеля мы уходили, заложив крутой разворот. И вражеский истребитель, скорость которого была в 4-5 раз выше нашей, ничего не мог сделать. Помимо бомбометания мы выполняли и иные задания. Как-то доставляли боеприпасы, окруженному кавалерийскому корпусу. Это помогло нашим бойцам пробиться к своим.».
Позже под Варшавой Заки Рахмангулов участвовал в массированном бомбовом ударе по вражеским складам боеприпасов. Взрывы на земле были настолько мощными, вспоминал летчик, что самолет подбрасывало вверх взрывной волной. Вскоре после этого пилот был удостоен ордена Отечественной войны II степени. И дальше летчик участвовал в ключевых сражениях. Сыпал бомбы на коммуникации гитлеровцев западнее Варшавы, 13 раз совершал вылеты в логово врага — Берлин. 267 раз он поднимался в небо, чтобы прогнать фашистов с родной земли. В наградном списке Заки Рахмангулова два ордена и множества медалей.
После войны
Еще год он оставался в войсках ПВО, оберегая мирный сон советских людей. Затем пошел служить в гражданскую авиацию. Первое время летал на прекрасно знакомом По-2. Затем сел за штурвал его, можно сказать, потомка, самолета Ан-2, знаменитого «кукурузника». Работал в Казахстане, затем в Китае, пока Заки Рахимжановича не перевели на Киевское авиапредприятие. К тому времени, советское авиастроение шагнуло далеко вперед, так что Заки Рахмангулову пришлось переучиваться и летать на пассажирских самолетах нового поколения: Ил-12 и Ил-14. Бывали случаи, когда пилоту приходилось спасать машину и людей с риском для собственной жизни.
«Один из полетов на Ил-14 мне запомнился особенно хорошо. Шли мы из Киева в Ленинград. Смотрю, падает уровень масла в левом двигателе. Понимаю, что ситуация становится близка к критической. Как только давление масла понизилось до минимально допустимого, выключаю левый двигатель и флюгирую воздушный винт. Пришлось совершить экстренную посадку в Риге. Оказалось, во время полета лопнул маслопровод, и произошла утечка», — вспоминал Заки Рахмангулов.
Вот так и в мирное время летчику приходилось проявлять военную выдержку, хладнокровие и смекалку. При этом пилот продолжал совершенствовать свои навыки не только за штурвалом самолета, но и на летных курсах. Скоро Заки Рахмангулов окончил Высшее авиационное училище Гражданской авиации, и ему доверили пилотирование новых реактивных авиалайнеров Ту-104, Ту-134, Ту-154. В общей сложности Заки Рахимнжанович провел за штурвалом самолетов 37 лет и налетал больше 16 тысяч часов. За многолетний и добросовестный труд, а главное, за полеты без аварий, наш земляк был удостоен званий «Заслуженный пилот СССР», «Отличник Аэрофлота», ему также присвоили «Знак почета». Последние восемь лет трудился пилотом-инструктором и воспитал не одно поколение первоклассных летчиков.
Семья
Успехи и достижения Заки Рахмангулова, отнюдь не случайны, уверены варненские старожилы. Любить труд и Родину его научили еще в семье, уверен почетный гражданин района Виктор Артемьев.
«По переулку Пионерскому со стороны ул. Октябрьской перед рекой Нижний Тогузак слева была землянка, в которой и жила семья Рахмангуловых, — вспоминает Виктор Иванович. — Вокруг дома какой-либо изгороди не было. И вдруг после победы над Германией над землянкой Рахмангуловых на высокой жерди появился пропеллер, а сбоку электродвигатель, от которого шли провода через раму окна внутрь. В связи с этим соседи говорили, что приехал сын-летчик и установил этот моторчик, который при сильном ветре подавал энергию в лампочку и освещал дом. На тот момент в Варне электричества почти нигде не было, люди пользовались керосиновыми лампами, а вот у Рахмангуловых появилось такое чудо техники, благодаря сыну-пилоту.».
Кстати, родители летчика тоже прожили славную жизнь и верой и правдой служили родной стране и родному селу. Так отец Заки Рахимжан Исмаилович Рахмангулов сражался на фронтах Гражданской войны. В 1919 году его призвали в Троицкий кавалерийский полк. Тот самый, который захватил ставку адмирала Колчака в Омске. В Великую Отечественную у Рахимжана Исмаиловича была «бронь». Для трудового фронта такие работящие и деятельные бойцы были на вес золота. Так что Рахимжан Рахмангулов ковал Победу в «Заготживсырье» бригадиром по отправке мясной продукции в войска. За это был награжден медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». Старшее поколение варненцев, хорошо помнит и сестру летчика, учительницу Варненской средней школы Рахмангулову Марию Романовну. Именно ее жители Варненского микрорайона отправили в Москву на приём к депутату Верховного Совета маршалу Советского Союза Кириллу Москаленко — добиться того, чтобы в нашем селе появилась централизованная система канализации. И под напором этой смелой женщины не устоял даже герой Советского Союза, которому когда-то под Сталинградом удалось сдержать армию Паулюса. После этой встречи в столице деньги на строительство канализации выделили незамедлительно.
Вот такой удивительный сын удивительных родителей родился и вырос в Варне, куда бы не посылала его Родина жил и трудился честно и достойно, и был похоронен в Киеве 36 лет назад.
Наши дни
На днях стало известно, что власти украинской столицы решили переименовать 95 городских улиц, названия которых связаны с историей России и СССР. Так в «матери городов русских» появились улицы Гуцульская, Героев УПА¹ и Геров «Азова»². Нетрудно представить, как бы отреагировал участник Великой Отечественной войны Заки Рахмангулов на такие новости. Что же сделать, чтобы такое не произошло и в нашей стране? Сотрудники нашей редакции и, надеюсь, подавляющее большинство наших читателей, знают ответ на этот вопрос. Они убеждены, что в первую очередь, надо учить, знать и помнить историю. За незнание и пренебрежение ее уроками, как показывает горький опыт человечества, приходится платить слишком высокую цену. Так давайте же не будем повторять этих ошибок (или даже преступлений?), а наоборот последуем примеру лучших и самых достойных людей, таких как Заки Рахмангулов, который родился на Варненской земле, и так храбро и отчаянно сражался за мирное небо. А потом до самых последних дней своей непростой и славной жизни не мог расстаться с этой пленительной синевой.
¹Организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России
²Организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России
Игорь БОЛОНИН
Фото из архива варненского музея
Оставь свой комментарий