Три струны, полёт души и… бивень мамонта. Как их связывает русский народный инструмент и как балалайка может исполнить мечту
День балалайки, который во всей стране отмечают на этой неделе, совпал с версткой очередного выпуска нашей газеты. И тут же с пылу с жару в ней оказался этот горяченький материал.
Вы удивитесь, но четверг в «Советском селе» начался с импровизированного концерта. В нашу редакцию заглянула восходящая звезда Варненского района, юный виртуоз балалаечник Михаил Петриченко. Лауреат всероссийских и международных конкурсов порадовал нас отрывками из произведений Паганини и знаменитым «Полетом шмеля» Римского-Корсакова, а в перерыве ответил на вопросы корреспондента Игоря Болонина.
И.Б.: Балалайка звучит невероятно, но и видеть то, как пальцы бегают по струнам, тоже удивительно. Наверное, разминка какая-то нужна перед сложными произведениями?
М.П.: Обязательно разминка, отдых. Существует серия специальных упражнений немецкого скрипача, педагога, композитора Генри Шрадика. По ним занимаются и скрипачи, и балаечники. Учишь гаммы, этюды и разрабатываешь пальцы. Но после больших концертов отдых нужен, а то мозоли будут. В прошлом году у меня была одна очень насыщенная неделя, когда я играл помногу каждый день. Спасало лучшее народное средство от мозолей «Клей БФ».
И.Б.: Как давно ты играешь на балалайке и в чем особенность этого инструмента?
М.П.: В 4 года я начал играть на домбре, в 6 перешел в класс балалайки. Так что 8 лет уже занимаюсь, спасибо моему наставнику Валерию Николаевичу Нестерову. Он меня многому научил. Балалайка — очень своеобразный инструмент. Лучше всего, конечно, играть на новом инструменте, вместе с которым ты будешь расти как исполнитель. Просто старая балалайка — это уже, можно сказать, выработанный инструмент. Однако, новые балалайки – это произведение искусства, они стоят очень дорого. Так что сейчас играю на балалайке, которую мне дали на время в детской школе искусств. Она хорошая, но ей уже много лет. Вот в одном месте лад отклеился, и стук небольшой слышится, когда играешь. Кстати, на музыкальных конкурсах хороший инструмент — это иногда залог победы. Поэтому самые честные соревнования у пианистов. Рояль или фортепиано возить с собой не будешь, так что все в равных условиях.
И.Б.: Недавно ты окончил школу искусств. Какие планы дальше?
М.П.: 5 и 7 июля у меня экзамены. Буду поступать в Южно-Уральский Институт искусств имени П.И. Чайковского на отделение инструментов народного оркестра. Потом поеду на всероссийский фестиваль тоже имени Чайковского в Ижевск. А вообще, если челябинский институт закончу, дальше хочу учится в консерватории в Екатеринбурге или в музыкальном училище им. Гнесиных в Москве.
Пожелаем Михаилу удачи, ни пуха ни пера и надеемся, что исполнительское мастерство Варненского Паганини будет только расти. Тем более на днях стало известно, что скоро у него появится своя балалайка, не хуже, чем у лучших виртуозов России и Европы. Такой удивительный подарок мальчику решили сделать в Благотворительном фонде РМК в рамках федерального проекта «Елка желаний». Прямо сейчас балалайку изготавливает в Новосибирске по специальному заказу один из лучших в стране мастеров — Евгений Денисов. Сам музыкант, лауреат всероссийских и международных конкурсов, он делает инструменты для Русского Академического оркестра Новосибирской филармонии и музыкантов по всему миру. Очередь за авторскими балалайками уже расписана на два года вперед. Евгений Денисов изготавливает инструменты из эксклюзивных материалов: редких сортов древесины (европейских кленов, елей 50 лет выдержки, черного дерева). Так что балалайка ручной работы — это дорогое удовольствие, стоит, примерно, как новая иномарка. Мы связались с мастером и вот, что он рассказал:
«На балалайку для Михаила пойдут также лучшие материалы. Помимо так называемой резонансной древесины будет использован перламутр, скрипичные лаки по рецепту Страдивари и даже бивень мамонта (его элементы пойдут на верхний и нижний порожек для крепления струн). Сборка будет проводиться по чертежам с использованием принципа золотого сечения. Так что это будет балалайка не хуже, чем у всемирно известных исполнителей», — подчеркнул Евгений Денисов.
Отмечу, изготовление музыкальных инструментов маэстро занимается уже 37 лет. По его словам, только на то, чтобы найти свой авторский стиль и отточить мастерство у него ушло 20 лет.
Игорь БОЛОНИН
Фото и видео автора
Миша и его преподаватель супер! Спасибо за привлечение внимания к народным инструментам. Но, маленькая деталь. Не домбра, а домра. Домбра (с ударением на последний слог) — это казахский народный инструмент, а домра (с ударением на первый слог) — русский народный.