Особенно приятно отметить, что этого достижения удалось добиться нашим хорошим знакомым: менеджеру по связям с общественностью Михеевского ГОКа Евгении Ефремовой и корреспонденту газеты «Советское село» Игорю Болонину
13 августа они вышли на старт двух дистанций горного марафона «Малидак», который состоялся в соседнем Башкортостане. О том, как это было, расскажут сами участники.
Игорь Болонин (дистанция 76 км, контрольное время — 17 часов)
Это было незабываемо и это ни с чем не сравнить. Первый в моей жизни ультрамарафон. До этого были три полумарафона и три марафона. Ультрамарафоном или «ультрой» в трейлраннинге называют любую дистанцию, длиннее 50 километров. Аналог приставки «ультра» в русском языке — это приставка «сверх». И действительно, раньше дистанция в 76 километров казалась мне чем-то сверхъестественным!
Итак, это случилось. За несколько минут до рассвета, в пять часов утра 13 августа 2022 года. В этот исторический день и час рожденный заново и «вооруженный до зубов» (новой техникой и тактикой бега, рюкзаком, набитым съедобными энергетическими гелями, батончиками, трехлитровым гидратором (приспособление для питья на бегу)), я вышел на старт 76-километрового забега «Malidak Ultra Light» в поселке Тирлян. «Бежать почти сутки… Боже, что я делаю?» — панические мысли из головы изгонял внутренний голос, который хрипел Высоцким «Ведь то наши горы, они помогут нам». Тирлян — прекрасная страна моего детства и родина предков, а значит, если начнут покидать силы, их даст сама земля.
Медленно пробежав по знакомым с детства улицам, я попал в сосновый лес и взял курс на Марюткин камень. Меньше чем через час вышел на первый перевал на этой дистанции, он же самый невысокий (набор высоты около 350 метров), хотя уже чуть ли не на половине подъема я перешел на шаг. Подумалось: «силы еще понадобятся», впереди оставалось почти 70 километров. О, как тогда пугала меня эта цифра. Но шаг за шагом она таяла, вслед за содержимым рюкзака и гидратора. Именно так, пакетиками от гелей и батончиков, глотками изотоника и порциями солевых таблеток, я мерил эти сутки бега и бесконечно длинные версты. В голове сидела тревожная мысль «пропустишь прием, начнутся судороги», поэтому, как говорится, «война войной, а обед по расписанию». С перевала спускался бегом, у подножья вброд перешел речку Тирлянку. Утро в горах навевало хорошие мысли. Прохладно, ни комаров, ни утомительного зноя.
По дороге ненавязчивые беседы со случайными попутчиками, такими же, как я, переносчиками вируса «горной болезни». Мы быстро находим общий язык, быстро шутим, быстро расстаемся, не прощаясь и без обид: у каждого свой темп, свои цели, свой багаж, из общего только горы, а их тут и так много — на всех хватит! Как доказательство, шикарный вид с поляны Миселинского кордона, который явил нам затейливые румяные скалы, подсвеченные восходящим солнцем, Инзерские зубчатки. До них еще 5 километров, и это вторая вершина «Malidak Ultra light». На кордоне Миселя (15-й километр и пункт питания) пополняю запас воды, изотоника. Еда не нужна. Ем строго по расписанию, и все то, что в рюкзаке (зря что ли нес?). Бегу к Зубчаткам, когда начинается подъем, иду. Благо, ноги длинные, шаг широкий. Вообще, пришел теперь к выводу, что на марафоне лучше не суетиться, а делать все основательно. Как там пел Филипп Бедросович Киркоров «Если хочешь идти — иди»? На первом ультрамарафоне эта строчка превратилась для меня в главную заповедь трейлраннера. Как и другая, сочиненная уже мной: «Не говори под ногу». Стоило пожелать удачи женщине, бегущей с крутого подъема, как она споткнулась о камень и упала. Помог подняться на ноги, убедился, что все в порядке, и попросил прощения, что отвлек. Эта ситуация лишний раз показала: в горных забегах больше всего устает голова от запредельной концентрации внимания. К счастью, на вершине хребта невеселые думы рассеялись, ибо там я встретил… пирата! Как выяснилось, это одна из счастливых примет Малидака — пират на Инзерских зубчатках. В костюм морского разбойника нарядился один из волонтеров, чтобы подбадривать бегунов. Что же, ему это удалось, браво! Сфотографировались с пиратом, пожелали друг другу попутного ветра. Да, мне бы он не помешал, впереди оставалось еще 56 километров по горам и три вершины.
После такой теплой встречи на Миселе я был уже навеселе, и все благодаря родниковой воде, воздуху и, конечно же, пирату! Но задор мой стал сходить на нет, как только я оказался на самой дикой части дистанции. Перегон между 25-м и 39-м километрами, кордонами Миселя и Журболото, это самая, что ни на есть, глухая уральская тайга — царство диких зверей и нехоженых троп. Как назло, к тому времени пелотон бегунов так растянулся, что на этом отрезке я был один практически все время. Помня о рассказах бывалых таежников, что самое страшное в таких гиблых местах — застать врасплох медведя, через каждые триста метров громко кричал, пел песни, свистел в свисток (авось, Топтыгин услышит и уйдет подобру восвояси). Может быть, он так и сделал (охотники говорят, несмотря на свою массу, зверь он дико осторожный и ловкий), а может быть, Потапыча спугнули более быстрые бегуны, но, к счастью, встретиться нам не довелось. Спустя два часа тайга, наконец, отступила, замелькали веселые полянки, островки, залитые водой. «Журболото» — подумалось мне («Журавлиное болото») — 39-й километр, а это значит, половина пути пройдена! После тайги вдвойне радостно видеть людей, особенно если это улыбчивые волонтеры в футболках «Малидак». На ходу они заправляют меня водой и изотоником. Узнав о моих тирлянских корнях, знакомят с егерем местного кордона. Оказывается, он живет в Тирляне, да еще в соседнем с моими дедушкой и бабушкой доме! Ни разу раньше не виделись, а встретились здесь? Все-таки, земля круглая. И, конечно, иногда хочется, чтобы она вертелась чуть быстрее. Особенно на ультрамарафоне.
После 40-го километра я уже вошел в азарт, набрал крейсерскую скорость, и тут меня посетил тот самый ультрамарафонский дзен. Я почувствовал себя эдакой дикой рысью, росомахой. Я огибал елки и перепрыгивал через камни. Подъем на Ялангас, который в мыслях так пугал меня, шел как по накатанной, как будто я только и делал всю жизнь, что преодолевал ультрамарафоны. И вот уже 47-й километр — вершина Ялангаса (1297 метров над уровнем моря). Здесь я уже был. Чуть больше месяца назад с женой. Вспомнил о Женечке, которая в этот момент не ждала меня дома, а тут же на «Малидаке» бежала свой первый полумафарон? Интересно, как там она? Ага, время полпервого. Наверняка, уже стартовала. На Ялангасе впервые появилась связь, отправил ей смс. Написал, что жив, здоров, и все хорошо. Убрал телефон, сполз со скалы и побежал вниз к следующему этапу. Скорость хорошая, ем, пью на ходу, тщательно придерживаюсь намеченного плана, но иногда думаю: «интересно, когда же накроет усталость», но, тьфу-тьфу, не накрывает, я бодр и свеж.
Наверняка, сил добавляет и то, что с погодой повезло. Самое то для марафона: +24, легкий ветерок. Идеально! И вот пошли места, знакомые по прошлому году (здесь дистанции ультрамарафона и марафона сходятся). Просека ЛЭП — на крутых участках в горку пешком, в остальном бегом, а вот уже и поворот к Нуре — следующему контрольному пункту. Вот так, может быть, не слишком быстро, но спокойно, без нервов и упадка сил добрел до 58 километра! О, это звучит гордо! А еще на Нуре самый «сытный» контрольный пункт. Просто сказка! Сегодня накормили супчиком и печеньками, напоили чаем и спать уложили, точнее, расстелили туристические коврики, чтобы прилечь отдохнуть на высоком и красивом берегу речки. А что бы и не прилечь? Впереди Кирель с её изнурительными тягунами.
Пяти минут хватило, чтобы отдохнуть, как следует. По старой памяти (в этом году на этом участке ничего не изменилось) пополз вниз по крутому берегу, держась за веревку, затем форсировал речку, чуть-чуть пробежался. А дальше — нет. Дальше только пешком. Ну, его к лешему! Тяну гели, жую батончики, не жду ничего хорошего, работаю в подъем. Когда надоедает, останавливаюсь на пять секунд. Вот так потихоньку, не спеша, кряхтя и сопя, но выхожу-таки на перевал. И тут, бац, сюрприз! Контрольный пункт перенесли на левую вершину, где больше курумника, и скалы покруче. Становится волнительно. Не за себя, за Женю. Знаю, что жена именно здесь парочкой часов ранее бежала (как бежала? Лезла, тут физически нельзя бежать) свой первый полумарафон. Спрашиваю у волонтеров: «не было ли у участников травм?» Отвечают: «Не беспокойтесь, все хорошо!» Тут же на вершине появляется связь. Скорее лезу за телефоном, и вздох облегчения: Женя финишировала задолго до контрольного времени! Пишу в ответ, что я на 63 километре… Пишу, а глаза по-прежнему не верят в эти цифры. О, боже! Спуск с Кирели дается на удивление легко. Год назад я здесь плелся и проклинал всё на свете. Теперь бегу, и это не может не радовать! Бегу вплоть до последнего пункта питания. Ахмерово, подножье Малиновой, до финиша — 8 километров. Опять же, в августе 2021-го я валялся тут целых полчаса, чтобы прийти в себя, а теперь лишь быстренько набрал воды и, не останавливаясь, пошел в гору. И снова тягучие подъемы. Надоели порядком, однако! Скорее бы уже курумник! На камушках, может, и медленнее, но веселее. Можно дать ногам отдых от монотонной работы, полазать, поподтягиваться. Камень один, другой, десятый, сотый… Вершина, последняя вершина ультрамарафона. В это трудно поверить, но я здесь, на 71 километре, живой и дико бодрый!
Чудо! Какое там контрольное время — 17 часов? Я мечтал, что пройду хотя бы за 15. Смотрю на часы, и мозг пронзает мысль — могу уложиться в 13?! Невероятно! Вперед! Как только кончаются камни на спуске, рвусь со всех сил. Там финиш, там жена, там победа! Как мощны мои ноги, неужели это я? Неужели 76 километров?! Уже, правда, набил мозоли на косолапых ногах, громко проклинаю корни деревьев, о которые иногда спотыкаюсь и прошу прощения за это у встречных туристов. Но все ничего! Я смог! И здесь, на лесной тропе у подножья горы Малиновой, я чувствую себя, как кинозвезда на красной ковровой дорожке в Голливуде. Все встречные волонтеры и туристы улыбаются, подбадривают и периодически восхищенно восклицают: «76 километров?! Ты еще живой!» Да я живее, чем когда-либо раньше! Последний километр бегу, кажется, быстрее ветра. Ох, как же круто! Всё, вот он, финиш, крики, овации, объятия любимой жены — я это сделал, и готов повторить еще! Знаю, через час буду еле передвигать ноги, протыкать мозоли и хромать от машины до дверей дома… Но боль и усталость пройдут, а этот день, этот восторг и этот триумф не забудутся никогда! 76 километров пройдены за 12 часов 58 минут, а сейчас кажется, что они пролетели, как одно мгновенье! Спасибо тебе, «Малидак»! Мы еще встретимся. В конце концов, там есть дистанция и в 100 километров… Поживем — увидим.
Евгения Ефремова (дистанция — 26 километров, контрольное время — 6 часов)
На полумарафон меня позвал муж. Он уже не первый год в этой тусовке, а я как-то больше фитнесу отдаю предпочтение: пресс покачать, на тренажерах позаниматься, поработать на растяжку. Но вот супруг увлек, сманил. Мы летом частенько вдвоем в горы выбираемся на прогулку: Иремель, Таганай, Кумардак, Машак, Инзерские Зубчатки, а тут получился такой более экстремальный вариант. Перед стартом было страшновато, а смогу ли? Но дорогу осилит идущий. Так что где-то бегом, где-то шагом, где прыжками с камня на камень, где-то ползком по скалам, держась за веревку, так и пришла к финишу. И это оказалось так круто, что теперь обязательно хочется повторить. Вот только на другом маршруте и дистанцию желательно подлиннее, чтобы получилось такое же непредсказуемое и увлекательное приключение.
Полную версию статьи читайте в выпуске газеты «Советское село» №37 от 17 сентбря 2022 года.
Игорь БОЛОНИН
Фото предоставлено автором




Оставь свой комментарий