«До сих пор в сердце боль от смерти сына», — признается жительница Варны Бахытжамал Искиндировна Казанбасова — мама Сержана Казанбасова, погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане
В январе в его честь в школе, где он учился, была установлена Парта Героя. К сожалению, никто из родственников не смог присутствовать на этом мероприятии.
Позже, 3 февраля, школу посетил младший брат Сержана. Сальмухан Миндыканович Казанбасов — боевой летчик, участник боевых событий, побывавший во многих горячих точках, в том числе и в Афганистане, с особым чувством гордости сел за парту, где описан весь, пусть и небольшой, жизненный путь Сержана. На дне рождения мамы (4 февраля Бахытжамал Искиндировне исполнилось 84 года) собралась вся большая семья Казанбасовых. Парта Героя в честь их брата стала одной из основных тем этого дня. Родные были тронуты тем, что земляки увековечили его память.
Конечно же, боль от смерти сына, которому едва исполнилось двадцать, никогда не утихала в сердце матери, но тут память вернула её в те годы, когда они с мужем были молоды и дети все были рядом. Своими воспоминаниями Бахытжамал Искиндировна поделилась с нашим корреспондентом.
Бахытжамал в семье была одна дочь. Отец воевал, был на 20 лет старше её мамы, видимо, как-то не получилось больше иметь детей, а вот у мужа Миндыкана Казанбасова была большая семья. Жили все дружно, главное правило — уважение и почитание старших. Такие же отношения выстраивали и молодые супруги. Они жили сначала в Алакамысе, а потом решили переехать в Арчаглы-Аят — детям надо было школу заканчивать.
Без преувеличения Бахытжамал и Миндыкан — великие труженики: работали в животноводстве, у них было и своё огромное хозяйство, да и пятеро детей! Как на всё и всех хватало сил? Бахытжамал Искиндировна только плечами пожимает. Трудились с божьей помощью, а дети подросли — стали им помощниками.
Из детей Сержан был вторым, а из братьев — старшим. Родился он 5 мая 1961 года. Каким был? Да самым обыкновенным — учился, занимался спортом, помогал родителям, мог и попроказничать в меру. Бахытжамал Искиндировна с улыбкой говорит, что муж был добрым, детей не ругал никогда, но они его слушали, а уж она спуску не давала. «Я так и сказала, будете баловать, получите у меня», — говорит моя собеседница.
Глядя на эту милую, приветливую женщину с добрыми глазами, сложно представить её грозной и жёсткой. Всё же, думается мне, секрет кроется не в суровости характера, не в жёсткости, а в другом. Детей воспитывали в уважении к родителям, старшим, учителям — именно это и впитали они с молоком матери.
Бахытжамал Искиндировна вспоминает, как на проводы сына пришло всё село: «Провожали Сержана от школы, столько народу собралось: и друзья, и родные, и учителя… Будто чувствовали, что его больше не увидят». Родители, сестры, брат ждали весточки от него, а письма были редкими. Знали, что из Копейска его отправили сначала в Алма-Ату, затем в Ош, Мургаб Памир.
Время было неспокойное — советские войска тогда вводили в Афганистан. Говорили об этом мало, но слухи ползли по стране разные, а в дома солдаты возвращались в цинковых гробах.
Женщина вспоминает, что в 80-м они с мужем поехали в гости к родственникам в Таджикистан. Сердце разрывалось на части, ведь сын был совсем рядом. Не могла она усидеть на месте — поехала в воинскую часть, но свидеться им так и не удалось. Сержана в части не оказалось…
А потом в их дом пришла страшная весть — Сержан Казанбасов погиб 18 июня 1981 года. Это было большое горе для всей семьи. Тяжело пережить эту боль, и слёзы на глазах поседевшей матери не высыхают до сих пор. Но жизнь продолжается, и память о нём живёт в сердце каждого члена семьи, а теперь и в сердцах десяти племянников Сержана, которые также гордятся своим дядей.
Наталья МОЧАЛКИНА
Фото Марии МЕДВЕДЕВОЙ, «Советское село» и из личного архива Б. Казанбасовой
Оставь свой комментарий