В соответствии с постановлением Правительства №1769 с 01.03.2023 года в Правила дорожного движения внесены существенные изменения
Документ был разработан Минтрансом при участии ГИБДД. Всего внесено около сотни изменений в самые различные статьи правил дорожного движения. Часть изменений — это лишь небольшие лингвистические корректировки текста правил дорожного движения, которые уточняют существующие правила дорожного движения и устраняют существующие противоречия с другими главами правил, а также с федеральными нормативными актами.
Внесено изменение в понятие «Маршрутное транспортное средство».
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
В целом же данное понятие редактировалось для соответствия его другим нормативным актам, в частности федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок». А также речь о нашумевшем изменении по круговому движению. В действительности изменений в марте этого года по круговому движению нет, на самом же деле при детальном анализе сделаны редакторские правки для более точной формулировки правил проезда перекрестков с круговым движением.
Теперь в ПДД в дополнение к понятию «островок безопасности» появится «островок направляющий». «Элемент обустройства автодороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков».
Введен запрет остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности. До вступления в силу изменений неточные формулировки приводили к тому, что ситуации с проездом по островкам могли подпадать под разные статьи КоАП. За заезд на такие островки водителей будут штрафовать на 500 руб. согласно ч. 1 ст. 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств».
Впервые в правилах дорожного движения введены термины «Средства индивидуальной мобильности» и «Лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности».
Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
В ПДД установлено следующее:
- максимальная скорость передвижения СИМ — не более 25 км/ч;
- электротранспорт, на котором можно ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не может быть тяжелее 35 кг.;
- у пешеходов будет приоритет.
Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним. Дети младшего возраста (до 14 лет) должны ездить по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам.
В изменениях утверждены дорожные знаки, которые обозначают зарядку для электромобилей. Также заработал знак, запрещающий движение автобусов. Новый знак не запрещает движение автобусов, следующих по маршрутам общественного транспорта, и школьных автобусов.
На знак платной парковки добавили изображение монет.
На знаке, обозначающем парковки для инвалидов, рядом с буквой «P» появится стилизованное изображение инвалида-колясочника. Таким образом, вместо двух знаков можно будет использовать один.
Будут введены новые знаки по СИМ, но новые указатели еще нужно внести в ГОСТ 52290 (требования к знакам) и ГОСТ 52289 (правила применения знаков): до этого момента формально их применять нельзя.
Это первая попытка сформировать нормативные требования к использованию таких средств передвижения. Введение такого термина учтено в описании других понятий и терминов, например, таких как велодорожка и полоса для движения велосипедистов и других. К сожалению, предложенные правила относительно таких средств передвижения еще до конца не проработаны (прим. автора).
В обязанности водителя добавилась возможность предъявлять при проверке документы не только в бумажном, но в электронном виде. Но это касается только тех документов, которые в электронном виде и выдаются. А именно: полис ОСАГО, электронный ПТС, а также путевые листы.
Пешеходам разрешено идти по велодорожке, если она граничит только с автомобильной полосой и рядом нет тротуара. При этом у самокатов и велосипедов приоритет, поэтому человек должен их пропускать.
В новой редакции правил закреплено наличие появившихся чуть раньше в государственном стандарте и на дорогах информационных световых светофоров в виде стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета.
«Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам».
Также уточнили действие светофоров для пешеходов и велосипедистов. Для первых действуют только сигналы с силуэтом пешехода, для вторых — только сигналы с силуэтом велосипедиста. Раньше эту формулировку в ПДД можно было трактовать двояко.
Объяснили, что светофоры для велосипедистов теперь также действуют и для водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Добавили упоминание СИМ: водители электросамокатов должны руководствоваться пешеходным светофором, если едут по пешеходной части, и велосипедным — если двигаются по велосипедной.
Изменили действие Т-образного светофора, который регулирует движение трамваев и движение по выделенным полосам — теперь его сигналами должны руководствоваться: трамваи, маршрутные ТС, школьные автобусы, легковые такси, велосипедисты, иные ТС при повороте направо с выделенной полосы.
С 1 марта зона действия знаков 3.27 — 3.30 («Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», «Стоянка запрещена по четным числам месяца») больше не будет ограничена протяженностью желтых линий разметки, а будет заканчиваться при появлении на дороге знака 5.29 «Зона регулируемой стоянки» или 6.4 — «Парковка».
Платные парковки могут обозначаться прерывистой синей линией разметки. Ключевое слово здесь «могут», так как правила, утверждающего, что все платные парковки должны быть размечены только синей линией — нет, а значит, парковка с белой разметкой может оказаться как платной, так и бесплатной. Не забывайте в первую очередь ориентироваться на знаки.
Отмечу, что в стандартах для средств организации дорожного движения такая разметка появилась ещё в 2020-м году. Однако по сей день она не была прописана в Правилах дорожного движения и потому не применялась.
Правила установки опознавательного знака «Инвалид» тоже изменились. Раньше в качестве оснований для установки знака было достаточно документа, подтверждающего инвалидность, теперь необходимо дополнительно внести ТС в федеральный реестр инвалидов — ФРИ.
С 1 марта 2023 года ко временным дорожным знакам относятся не только всем привычные «желтые» знаки, но и знаки с белым фоном, установленные на переносных опорах.
Ужесточили правила для дорожных организаций по окончании работ (ремонт, содержание и т. д.). На дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение машин и пешеходов. Поправки уточняют, что подрядчик должен убрать все временные «технические средства организации дорожного движения» (конусы, знаки и т. д.), а также стереть временную разметку. За несоблюдение этих требований ГИБДД будет применять ст. 12.34 КоАП, предусматривающую штраф до 500 тыс. руб. для юр. лиц и до 100 тыс. руб. для должностных лиц.
«Внесение изменений в правила дорожного движения, на мой взгляд, необходимы. Технический прогресс не стоит на месте, меняется и окружающий нас мир. Новые правила — это, скорее, доработки и приведение их к современным реалиям жизни. И как говорилось ранее, значительная часть изменений — это редакционные правки, связанные с противоречием другим законодательным нормативным актам. Нововведения по СИМ, вероятно, не окончательные и претерпят еще не раз ряд изменений. Главный итог любых изменений, на мой взгляд, должен выражаться в снижении количества дорожно-транспортных происшествий и гибели людей. Улучшится ли с внесенными изменениями статистика ДТП, посмотрим. Я считаю, нам не хватает более жесткого контроля соблюдения правил дорожного движения со стороны сотрудников ГИБДД, установки на опасных участках с большой аварийностью камер видеофиксации правонарушений, грамотной расстановки знаков. Обязательно нужно вводить в школьный курс лекции о правилах дорожного движения для детей 6-7 классов. Тогда и на дорогах станет значительно безопаснее», — отметила Регина Гиниятуллина, эксперт, директор ЧОУ ДПО «Варненская атвошкола-1», преподаватель дисциплин «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы управления транспортными средствами».
Регина ГИНИЯТУЛЛИНА
Фото предоставлено Р. Гиниятуллина
Оставь свой комментарий