Кардинал де Ришелье, Кардинал Хьюм живут в саду жительницы Варны. Всё это сорта роз старинной селекции
Об удивительном царстве растений, поселившихся в уютном дворике Суркиных, я слышала давно, и вот выпала-таки удача — я попала в святая святых, где прекрасно соседствуют хвойные, лиственные и плодовые деревья, можжевельники разных мастей, необычный для наших мест оленерогий сумах, неприхотливые кустарники и капризный рододендрон, лесная земляника и великолепные розы.
Елена Суркина, ведя меня по тропинкам своего сада, скромно улыбаясь, говорит, что у неё на участке более 160 кустов роз, около 30 сортов всех групп пионов — всем привычные травянистые, ИТО-гибрид (ярко-жёлтый «Бартзела»), узколистный видовой и древовидный, который зимует в нашем климате под укрытием вместе с розами. У такого пиона побеги одревесневшие, и цветочные почки образуются на них. А ещё лилии, лилейники, гортензии. Представляете, когда они в благодарность за любовь и заботу хозяйки начинают цвести?
Море цветов — это здесь! Не передать словами благоуханье сада, особенно в утренние часы. Пчёлы с соседнего участка в поисках нектара перелетают с одного красивого бутона на другой. Им есть чем поживиться.
Думаю, пора познакомиться с прекрасной хозяйкой. Елена Александровна — по образованию биолог, однако по профессии работать ей не пришлось. Вышла замуж за военного, и началась их совместная гарнизонная жизнь. Сначала жили в степном Семипалатинске, потом мужа перевели на Дальний Восток, и семья последовала за ним.
Новое назначение и перевод главы семьи в Омский пограничный отряд был неожиданным. Срываться с места никому не хотелось, своё веское слово сказали и дети, которые уже подросли, стояли на пороге выпуска. Им не хотелось менять школу, расставаться с друзьями. Игорь Михайлович к новому месту службы уехал один. Елена Александровна осталась с детьми в Варне. Когда все дети окончили школу, и она вышла на военную пенсию, семья воссоединилась, они уехали в Челябинск. Игорь Михайлович к этому моменту служил в Пограничном Управлении. Как только он вышел на пенсию, без раздумий и сомнений, было принято решение вернуться на Родину. К себе домой.
Дом для Суркиных — больше, чем дом. Это пристанище для всех поколений их семьи, место отдыха. Это воплощение мечты, это их мир, где всё просто и в то же время интересно, где есть прошлое, настоящее и будущее. Говорят, эту перспективу даёт им, в том числе, и их сад.
Когда в 2002 году они начинали строительство, на этом месте ещё была степь. По весне на участке зацветали подснежники, лесная клубника. Хозяева усадьбы постарались сохранить первых жителей, кустики ползунихи чувствуют себя здесь вольготно (ползут, куда хотят), однако вместе с фундаментом дома было посажено первое растение. Сразу был заложен плодовый сад. К моменту, через четыре года входили в дом, уже цвели яблони, груши, плодоносили кустарники всех видов, какие только можно было выращивать в нашем климате.
Повторюсь, на участке произрастает много разных растений, однако большая часть отведена розам. А любовь к ним у моей героини возникла ещё в детстве. Елена Александровна вспоминает, как впервые увидела эти цветы. Она часто болела, и в качестве профилактики для укрепления иммунитета мама решила свозить её на море. В Геленджике они поселились в частном доме. Выйдя во двор, она увидела кусты роз. Они были шикарные! В детском воображении она видела в них что-то сказочное.
Проводя экскурсию по своему саду, Елена Александровна называла сорта роз явно французского происхождения — Кардинал де Ришелье, Кардинал Хьюм. Оказывается, все садовые розы делят на две большие группы: старинные и современные. К старым относятся все классы, существовавшие до 1867 года, когда появился первый гибрид чайной розы «La France». Розы, выведенные после 1867 года, относятся к современным.
Елена Суркина: «Не могу дать точный ответ, что для меня розы — увлечение или воплощение мечты, или всё вместе взятое! Иногда мы шутим, что это «болезнь», называется розомания.
В самом начале с появлением сада стали собирать кустовые розы, зимующие без укрытия. В основном это видовые розы, их чаще называют «шиповники», но это не совсем так, так как и среди них есть махровые сорта, повторноцветущие. На сегодняшний день в нашем саду 18 таких роз, относящихся к разным группам. Некоторые требуют пригибания на зиму под снег, но основная часть зимует без укрытия без каких-либо проблем.
Современные розы с простой формой цветка удивляют разнообразием цвета, аромата, в них есть своя прелесть. Они цветут постоянно или несколько раз за сезон. Но такие розы требуют укрытия на зиму. Что удивительно, для выведения подобных сортов, селекционеры проделывали более кропотливую и сложную селекционную работу, нежели при выведении пышной и роскошной чайно-гибридной розы.
Вообще новые розы в саду появлялись каждый год по странному выбору. В течение зимы находила много информации, в том числе и исторической, о выращивании роз у нас на Урале. Такой информации очень мало, но она потрясающая. Общалась на эту тему на «розоводческих» сайтах с опытными розоводами, и к весне вдруг возникало желание прикупить что-то эдакое.
Так у нас в саду появились старинные французские розы, розы советской селекции из Латвии, английские Девида Остина, розы немецкие, канадские, новозеландские, новомодные японские…. Казалось бы, странный винегрет из роз, но все они, будучи разными, сочетаются по цвету и вполне уживаются рядом. За много лет получилась небольшая коллекция, которая не была самоцелью, а выросла из мечты, как-то незаметно».
Хозяева усадьбы — люди трудолюбивые и увлекающиеся. Елена Александровна долгими зимними вечерами освоила плетение вазонов из ротанга. Очень красиво смотрятся цветы в кашпо, сделанных своими руками. Игорь Михайлович мастерит арки, шпалеры для вьющихся цветов, своими руками соорудил детскую площадку для внуков. А ещё у него хорошо получается прививка плодовых деревьев. На одном дереве (не очень удачном сорте) привито два разных сорта груши. То же самое он проделал и с яблоней. В этом году привил на сливу абрикос, на рябину яблоню. В практике такие эксперименты проводятся, для Игоря Михайловича это первый опыт.
Наталья МОЧАЛКИНА
Фото из личного архива Е. Суркиной
Оставь свой комментарий