Глава региона провел совещание с главами муниципалитетов и министерством сельского хозяйства по вопросам проведения уборочных работ в Челябинской области
Алексей Текслер отметил, что в настоящее время темпы уборки отстают от уровня прошлого года: «Понимаю, что есть объективные причины – погодные условия. Но с этим мы сталкиваемся не в первый раз, и реакция должна быть адекватной сложившимся природно-климатическим условиям, — подчеркнул губернатор. — Мы не должны допустить, чтобы продукция, в которой нуждаются люди, осталась на полях. Впереди много работы, уборочную нужно завершить до минусовых температур».
О конкретных цифрах и проблемах уборочной кампании доложил министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин. Так, общая уборочная площадь сельхозкультур составляет 1 млн 956 тыс. га. Обмолочено 296 тыс. га, собрано 440 тыс. тонн. Урожайность составляет 14,9 центнера с га, на 1,9 центнера меньше прошлогоднего.
Летом было зарегистрировано три опасных засушливых периода. В июле дожди улучшили ситуацию, но сегодня они мешают уборке. В 10 районах превышена среднемесячная норма осадков. О ходе уборочной кампании доложили главы Брединского, Октябрьского, Уйского, Сосновского, Троицкого, Карталинского и Красноармейского районов. Все руководители отметили, что основная проблема уборки – дожди. Поэтому аграриям предстоит использовать каждый погожий день, чтобы форсировать полевые работы.
Ситуацию осложняет увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, но это характерно для всех территорий страны. Аграриям рекомендовано перейти на заключение договоров по поставкам с вертикально интегрированными компаниями, которые работают на территории региона.
В рамках совещания стороны также обсудили вопросы возможной пролонгации льготных кредитов.
Добавим, кроме уборки важно также быстро подготовить сушильное оборудование. Сейчас в хозяйствах функционирует 149 зерносушилок. Другой актуальный вопрос — наличие складских помещений. Ранее по решению Алексея Текслера субсидии на строительство зерноскладов были включены в программу капексов. Так, общая сумма субсидий на строительство и модернизацию объектов АПК в этом году составляет 241 млн руб. Часть этих средств будет направлена на возмещение затрат на строительство 12 новых зернохранилищ. В целом по области свободные мощности составляют более 1,8 млн тонн. Этого достаточно для хранения зерна нового урожая.
В этой связи к главам обратился заместитель губернатора Сергей Сушков: «Сейчас стоит задача по перераспределению мощностей для сушки и хранения зерна между муниципальными образованиями. Поэтому главам необходимо вовремя заявлять о таких потребностях».
Подводя итоги совещания, Алексей Текслер отметил, что для успешного завершения кампании необходимо активизировать все силы и оптимизировать рабочие процессы, так как процесс уборки будет массовым.
«В это время особенно важно гармонизировать отношения всех сторон: поставщиков зерна, элеваторов, переработчиков, — дал он поручение Сергею Сушкову, главам и областному минсельхозу. — Активно проработать вопрос по топливу с вертикально интегрированными компаниями, представленными в регионе. И доводить до всех аграриев информацию о возможностях по хранению зерна. При этом, решая важные текущие вопросы, уже сейчас надо встраиваться в формирование бюджетного процесса на следующие три года и работать над стратегическими задачами. Главная цель — увеличение урожайности до 20 центнера с гектара, что предполагает вовлечение в оборот неиспользуемых земель, мелиорацию, использование удобрений и цифровизацию отрасли».
Источник: gubernator74.ru
Фото Марины Власовой
Можно ли вести уборку зерновых в дождь
Можно ли вести уборку зерновых в дождь
Вести уборку зерновых в дождь современной сельскохозяйственной техникой нельзя. Это знает даже любой сельский школьник. Когда идёт дождь, отец этого школьника лежит на диване в комнате своего дома и смотрит телевизор. Может быть сидит за столом и пьёт пиво. Может ещё чем-то занимается. Имеет право. На своём комбайне он на размокшее и раскисшее поле не сунется. Делать там нечего. Выйдет такой комбайнёр на крылечко, закурит, посмотрит на хмурое в чёрных тучах небо, на струйки льющейся с крыши воды, вздохнёт тяжело и – снова в тёплую сухую хату. А что делать?
Хорошо было бы (это мы мечтаем) над созревшим зерновым полем во время дождя поместить крышу. Дождевую воду с крыши сливать в какую-нибудь ёмкость. Под крышей установить какие-нибудь подогреватели с вентиляторами и подсушить намокшие колосья. А когда поле подсохнет, пустить под крышу комбайн и убрать всё зерно. Вывести его в сухое надёжное место и пойти (с чувством выполненного долга) досматривать телевизор или допивать пиво. Но это лишь мечта. Сказка. А сказка ли?
В 1979 году Государственный комитет по делам открытий и изобретений СССР выдал одному сибирскому инженеру авторское свидетельство на изобретение под названием «Мостовое устройство для сельскохозяйственных работ». Не сразу выдал. Тянул несколько лет, не понимая: что это такое и для чего нужно. А нужно это, оказалось, для уборки урожая зерновых в дождь. И не только для этого. Устройство это могло выходить на поля и в дождь, и в снег, и в «звёзд ночной полёт», как поётся в известной песне. Для него не существует раскисшего от дождей поля. Оно (устройство) передвигается только по своим узким дорожкам-колеям, которые от дождя не раскисают (они грунтовые, либо бетонные, либо рельсовые). Устройство это «своим телом» закрывает часть зернового поля от дождя, подсушивает колосья «под собой» и с помощью нескольких своих жаток производит уборку зернового урожая. Двигаясь вдоль поля, подсушивая часть за частью отдельные участки этого поля, устройство сибирского инженера произведёт уборку урожая со всего поля. Сказка стала былью. Стала бы, если бы это устройство изобрёл не сибирский инженер в советское время, а американский изобретатель и бизнесмен Томас Эдисон в «загнивающем» капитализме. Сибирский же инженер, получив на своё «Мостовое устройство для сельскохозяйственных работ» ещё 12 патентов (авторских свидетельств на изобретения), 15 лет походив по чиновничьм кабинетам Минсельхоза СССР, ВАСХНИЛ, Госкомитета по науке и технике при Совете министров СССР и ЦК КПСС, обмяк, устал и сдался. Не захотели в СССР сказку сделать былью. И в перестроечное время фортуна ему не улыбнулась. Чиновничьи кабинеты остались такими же, только таблички сменились.
Когда по осени над созревшими и промокшими зерновыми полями идут затяжные дожди, когда у кромок раскисших полей стоят с заглушенными моторами комбайны, когда комбайнёры разговаривают с дождём и Богом с помощью ненормативной лексики, пусть за Кремлёвской стеной кто-нибудь поймёт наконец, что внедрять надо не только автомат Калашникова, но и «Мостовое устройство для сельскохозяйственных работ» сибирского инженера – АМАК-систему (см. Интернет, http://www.amak-sistema.ru). Россия же должна «прирастать Сибирью». Прирастать не только нефтью и газом, но и изобретениями сибиряков. Или Ломоносов ошибся?
Ю. Жуков