Вопреки прогнозам специалистов скандальный фильм Андрея Звягинцева не был удостоен приза американской кинематографической академии. Золотая статуэтка досталась картине «Ида» польского режиссёра Павла Павликовского.
На премию «Оскар» за лучший иностранный фильм были номинированы пять картин. Не секрет, что киноакадемия при выборе лауреатов апеллирует не только к достоинствам самого фильма (сценарий, режиссура и т.п.), но и к нехудожественным идеям, которые он выражает. И перед членами жюри в нынешнем году стоял непростой выбор: «Дикие истории» Дамиана Сифрона, стараниями продюсера получившие неплохую рекламу и имевшие успех в прокате, «Тимбукту» выпускника московского ВГИКа Абдеррахмана Сиссако с его призывами к толерантности, пропаганду которой так любят в США, «Мандарины» Зазы Урушадзе о войне между грузинами и абхазами, разгоревшейся после распада СССР – все претенденты вполне заслуживали американской награды. Однако, большинство кинокритиков выделили из всех номинантов картины Павликовского и Звягинцева, которые, кстати, уже сходились вместе у «финишной прямой» в борьбе за другую кинопремию.
— «Золотой глобус» получил «Левиафан», несмотря на то, что все тогда делали ставки на «Иду», – вспоминает Звягинцев в интервью, данном «Комсомольской правде» накануне вручения премии «Оскар». – Восемнадцать самых влиятельных и авторитетных изданий, пишущих о кинематографе, прочили победу «Иде», две – шведской картине «Форс-мажор», и только один журнал «Голливуд-репортер» ставил на «Левиафана». Результат известен. И я скажу вам, что «Оскар» – ещё более непредсказуемая премия…
Можно сказать, что победа «Иды» Павликовского символизирует солидарность американской киноакадемии (а соответственно, и солидарность общественности) с современным движением отрицания геноцида (так как фильм, помимо всего прочего, затрагивает тему холокоста). Победа же «Левиафана» Андрея Звягинцева – всего лишь солидарность с критикой российской власти, что всё-таки, меньше по масштабу. При всём том, с точки зрения кинокритиков «Ида» явно проигрывает «Левиафану». Звягинцев представляет нам красивейшие северные пейзажи, кадры Баренцева моря, из недр которого появляется кит (символизирующий, очевидно, самого библейского Левиафана). «Ида» же снята более осторожно и скромно. Всё в ней взвешенно, и, как показывает история, «академикам» «Оскара» это нравится куда больше.
Оставь свой комментарий