Мошкара и холод не пугали

Мошкара и холод не пугали

В этом году отмечается 50 лет строительства БАМа. В 1974 году наша землячка Анна Туклеева работала на Восточно-Сибирской железной дороге

Анна Набиуловна Туклеева на восток отправилась не по комсомольской путёвке, а по распределению, которое она получила после окончания Томского железнодорожного техникума. По долгу службы женщина давала зелёный свет тем, кто ехал строить БАМ.

В 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Крупнейшая стройка XX века стала символом той эпохи, работать сюда приезжало большое количество молодёжи. О грандиозном событии они узнавали из массовой агитационной кампании, которая в то время заполняла газеты, журналы, радио- и телепередачи. Трудовая мобилизация на стройку шла в основном через комсомольские организации. Сюда ехали молодые инженеры, строители, представители других специальностей, разнорабочие.

Воспоминания бамовцев о грандиозной советской стройке окрашены эмоциями радости, энтузиазма и гордости, о ней говорят как о самом счастливом времени жизни. Юбилейный год — возможность вспомнить события тех лет, и если кто-то из ваших родных, знакомых был участником тех событий, сообщите нам. Хотелось бы рассказать о событиях того времени через их воспоминания и фотографии.

А сегодня наш герой — Анна Набиуловна Туклеева, с 1974 по 1980 годы она работала электромехаником на станции Невельская Тайшетского района Иркутской области. Так далеко от родного дома нашу героиню забросила судьба.

Путь в профессию
О себе Анна Набиуловна говорит так: родилась в Варне в первой половине двадцатого века, а если точнее, то в 1948 году. Ей 76 лет, но неиссякаемая энергия и оптимизм помогают выглядеть гораздо моложе своих лет. Такой энергичной и боевой она была с детских лет — не боялась ни работы, ни трудностей. А уж этого в её жизни хватило сполна, ведь они — четверо детей — остались без матери, когда старшей было лет десять, а младшей — два с половиной. Мама умерла от тяжёлой болезни, с мачехой у детей отношения не складывались, поэтому и пришлось по жизни быть самостоятельными и надеяться на себя.

Анна Набиуловна была второй в семье. Восьмилетку окончила ещё в 1963-м, сразу пошла работать. Работала на стройке, на троицком мясокомбинате, свердловском керамическом заводе. Однако девушка очень хотела учиться, мечтала поступить в институт, поэтому, чтобы получить среднее образование, после рабочего дня спешила в вечернюю школу на занятия.

«В 1971 году я подала документы в Томский политехнический институт, но математику завалила, — рассказывает Анна Набиуловна. — Так уверенно отвечала по билету, слушая меня, преподаватель всё время качала головой, а потом сказала: «Хорошо, придёшь на следующий год». Я даже растерялась немного, а потом решила, что в институт после вечерней школы не поступить». Зато ту же математику девушка сдала на «отлично» в Томском техникуме железнодорожного транспорта. Говорит, увидела объявление о приёме и решила подать документы. Успешно сдала вступительные экзамены и была зачислена на первый курс по специальности «автоматика, телемеханика на железнодорожном транспорте».

Удивились выбору профессии нашей героини? Я тоже. Причём в политехническом институте она поступала на факультет автоматики вычислительной техники. Анна Набиуловна говорит, это был её осознанный выбор, ей нравились точные науки, и хотелось больше знать о законах физики.
Выбранная профессия ей нравилась, училась она очень хорошо, получала повышенную стипендию 34 рубля, иногда родители присылали рублей по пятнадцать — на то и жили. Говорит, научилась и экономить, и планировать, и откладывать.

Дорога из дома
В 1974 году девушка окончила учебное заведение и предстала перед комиссией по распределению. Вспоминает, как один из членов комиссии сказал, что по её глазам видит, что она просится на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Говорит, попыталась возразить, что она совсем с другой стороны, но ей уже выписывали направление в город Иркутск. Так началось путешествие нашей героини на Восток.

В управлении дороги Иркутска, куда она приехала с подружкой, сказали, что девушки с такой профессией им не требуются, и отправили дальше — в Братск, а оттуда на ст. Невельская, что в 53-х километрах от Тайшета. Тайшет — это есть место, откуда начинался БАМ. Оттуда выходили четыре ветки в направлении Красноярска, Иркутска, Абакана и Лены.

Анна Набиуловна не была участником строительства Байкало-Амурской магистрали, но на своём участке она отвечала за бесперебойную работу светофоров, электроприводов, электрических схем, реле и другой аппаратуры, обеспечивающей согласованную работу стрелок и сигналов, то есть безопасную и надёжную работу железнодорожного транспорта.

Мошкара и холод не пугали

Фото 1974 года. Анна Набиуловна в спецодежде на фоне релейного шкафа.

«Моя работа заключалась в обслуживании и ремонте приборов световой сигнализации, а также стрелок и светофоров. На стрелках мы устанавливали электроприводы, их ещё называют замок Мелентьева. Применяется такой для запирания ручных стрелочных переводов, чтобы исключить случайное переключение, обеспечить безопасное движение поездов по железнодорожным путям», — говорит Анна Туклеева.

Её сумка с инструментом для ремонта весила около десяти килограммов. В любое время дня и ночи, и в лютый мороз, и в проливные дожди, под жарким солнцем она проходила десятки километров пешком, чтобы отремонтировать вышедшее из строя оборудование. Работа далеко не женская, но наша героиня справлялась с поставленными перед ней задачами.

«Железная дорога состояла из одного пути, поэтому на станциях составы отправляли на запасные пути, чтобы пропустить встречный поезд. Представьте, сколько времени требовалось, чтобы развести все эти составы. Второй путь был необходим. Бамовцы сделали большое дело. Они работали от зари и до позднего вечера», — отмечает Анна.

Не только работой жив человек
Анна Набиуловна рассказывает, как много молодых ребят и девчонок разных национальностей ехали на стройку, которую потом назвали стройкой века. Для них строили щитовые дома. Они стойко переносили все тяготы. Зимой — морозы¸ когда стрелка термометра опускалась к шестидесяти. Летом одолевали гнус, мошка, комары. Они пробирались сквозь плотную ткань спецодежды — ничто не помогало, но люди выстояли. На самом деле ими была проделана огромная работа. Они укладывали второй путь железной дороги. Но не только работой жили молодые люди, приехавшие в эти края за мечтой. Они строили, созидали, создавали семьи, рожали детей. Наша героиня, кстати, тоже вышла замуж на первом году жизни в Сибири. Её сосватал сибиряк с узбекскими корнями, он тоже работал на «железке». Вскоре на свет появился сын, потом второй. Именно дети и стали причиной, по которой Туклеевы решились на переезд.

Дорога домой
Анна Набиуловна прожила в Сибири шесть лет. В 1980 году она с мужем и двумя сыновьями вернулась на свою малую родину — в Варну. Старшему сыну пришла пора идти в школу. На станции своей школы не было, надо было отправлять ребёнка в интернат. Она, выросшая с мачехой, не хотела лишать детей родительской любви и заботы, поэтому и приняли такое решение. Туклеевы — оба железнодорожники и проработали на станции Тамерлан до самой пенсии. Муж Анны Набиуловны рано ушёл из жизни, потом сын, а она, несмотря на потери, продолжает жить.

Анна Набиуловна возглавляет совет ветеранов работников железной дороги, участница клуба «серебряных» волонтёров, участница ансамбля «Ракитушка». Активность позволяет ей сохранять долголетие и приносить пользу обществу. А это, по мнению нашей героини, самое главное.

Наталья МОЧАЛКИНА

Фото из личного архива А. Туклеевой 

 

 

2000 1668 Советское село

Оставь свой комментарий

Что ищем...
Архивы
Настройки конфиденциальности

Когда вы посещаете наш веб-сайт, он может сохранять информацию через ваш браузер из определенных служб, обычно в виде файлов cookie.

Это совершенно безопасно, так делают все сайты, но по закону, мы обязаны вас предупредить.

Полный текст Политики конфиденциальности ЗДЕСЬ.

Наш веб-сайт использует файлы cookie, в основном сторонних сервисов.