Экспедиция в Варненский район
В конце июня кафедрой этнокультурного образования Челябинской государственной академии культуры и искусств была организована студенческая фольклорно-этнографическая экспедиция в Варненский район, которую возглавила старший преподаватель Н. Э. Мартынова. Это не первая поездка нашей кафедры по районам области. На протяжении долгого времени педагоги и студенты по крупицам собирают примеры песенного, устного, хореографического творчества, обычаи, традиции — все, что составляет духовное наследие наших не таких уж и далеких предшественников.
Увлеченность эта неслучайна. В сегодняшней, почти во всем пронизанной иностранными веяньями жизни, мы почти забыли родную культуру. Песенное восприятие таких произведений, как «Ой, мороз, мороз» или «Чага, чага» не дает нам возможности оценить сложность мелодики, многоголосное полифоническое звучание русских песен, то есть в прямом смысле песенную культуру, которой обладали простые люди, труженики села. Это относится не только к различным направлениям народного творчества, но и организации быта, поведения людей, самой жизни. Таковы наши корни, здесь следует с гордостью искать ответ на столь важный в современном политическом мире вопрос: кто мы такие.
В рамках нашей экспедиции мы побывали в селах Варненского района: Николаевке, Катенино, Алексеевке. Встречи с рассказчицами, песенницами этих сел не могли нас не порадовать. Знакомство с местными жителями состоялось благодаря таким замечательным, болеющим за свое дело людям, как Людмила Михайловна Гулевич (с. Алексеевка), Вера Алексеевна Бочкарева и Валентина Владимировна Коликова (с. Николаевка), Ирина Юрьевна Прокаева и Василий Семенович Пальчиков (с. Катенино).
К сожалению, в рамках статьи невозможно перечислить всех тех, кто так открыто, искренне делился с нами воспоминаниями о своей молодости. Надолго останется в памяти теплая беседа за дружеским столом в Николаевке, как всё не могли разойтись, обмениваясь песнями, участники катенинского коллектива «Казачка» и студенты вуза, как, несмотря на свои дела, Людмила Михайловна Гулевич — настоящий краевед, фольклорист, провожала нас каждого до дома, где мы остановились на постой. Внимание и участие жителей отдаленных от крупных городов сел тронуло нас до глубины души.
По словам художественных руководителей клубов, в которых мы побывали, записаны практически все песни, распространенные на их территории. Репертуарные сборники широко известны. Мы, конечно, знали о степени изученности здесь русской песенной традиции, но фольклор не ограничивается песнями. Во время нашей экспедиции мы записали духовные стихи, выделяющиеся от церковной традиции своей мелодикой. Достоянием считаем три, различающихся в подробностях и объяснениях, описания свадебных обрядов; обычай зимнего разжигания костров на перекрестках дорог. Это удивительное в своей сохранности воспроизведение архаичного обряда, связанного с русскими аграрными календарными праздниками. И много другого интересного материала мы смогли добыть во время посещения Варненского района. Кстати, весь этот материал уже включен в исследовательские работы ученых кафедры. Понятно, что мы не остановимся на достигнутом и сбор материала будет продолжаться.
К моему сожалению, в меньшей степени на этой территории сохранилась танцевальная традиция. Вместе с тем уникальное свидетельство о хороводной традиции мы услышали от Козловой Таисии Михайловны из с. Алексеевки. Её воспоминания дают представление о содержании, способе существования троицких хороводов. Интересно, что никаких оснований для существования кадрилей в селах мы не нашли. Под словом «кадриль» показывался всем известный и распространенный «ручеек». Не удалось установить ни количество фигур (колен), ни количество участников. Это может говорить о том, что в свое время мода на новый танец просто не дошла до этих мест или не была востребована в силу развитой певческой (а может быть и хороводной) традиции. Зато мы записали очень интересные варианты парных танцев: «Светит месяц», «Полька», «Подгорная» и др.
Мы не могли пропустить ценного материала и от некоренных жителей района. Так, Анна Григорьевна Житникова сейчас живет в Алексеевке. Молодость свою она прожила в деревне Сарапулка Пермской области (рядом с городом Чайковск), а эта местность богата своими традициями. Анна Григорьевна добавила очень яркие образцы «шестеры» и «восьмеры» в многоцветье русской традиционной хореографии. Такая встреча еще раз подтверждает важность и значимость каждого свидетельства народной жизни.
В завершении хочется выразить искреннюю признательность начальнику отдела культуры Варненского муниципального района Е. К. Чернакову. Благодаря его постоянной заботе наше путешествие по району было максимально организованным и комфортным.
В нескольких словах хочется поделиться впечатлением, которое произвел на нас район. Чувствуется забота, «хозяйский пригляд». Проезжая по хорошим дорогам попадаешь в ухоженные села. Наблюдая состояние уникальных памятников культуры, понимаешь, что здесь живут неравнодушные люди. Очень не хочется шаблонно сравнивать увиденное с каким-нибудь европейским местом, но думается, окружающее пространство человека свидетельствует о его культуре, внутренней гармонии. Еще раз большое спасибо за прием, за то, что не оторвались от своих корней, что делитесь тем, что еще не ушло в небытие.
Н. Э. Мартынова,
старший преподаватель
кафедры этнонокультурного образования
Оставь свой комментарий