18 дней от начала войны

18 дней от начала войны

18 дней от начала войны

В начале текущего года в «Комсомольской правде» была напечатана статья Игоря Коца «Живые мишени гестапо». В ней говорилось о том, что из Народного союза Германии по уходу за военными могилами на адрес редакции КП с просьбой о публикации пришёл список имён шестидесяти двух  советских пограничников, зверски убитых на эсесовском стрельбище. …Среди погибших был и наш земляк – Черадионов Иван Степанович. От начала войны он прожил всего 18 дней…

Солдат изощренно расстреляли на полигоне Хебертхаузен близ концлагеря Дахау. «В годы войны здесь пристреливали оружие, – пишет КП. – Мишенями были военнопленные. Их приковывали наручниками к столбам, под гогот и подначки выцеливали кто локоть, кто колено – растянуть тренировку. <…> Только за первый год войны, до июля 1942-го, здесь было умерщвлено 4000 военнопленных».

Отец нашего героя Степан Дмитриевич родом был из Украины. Всю жизнь работал кузнецом и, будучи около двух метров ростом, силой обладал неимоверной. Однажды, когда в деревне сорвался с привязи бык и стал метаться из стороны в сторону, пугая всех вокруг, Черадионов спокойно стоял и ждал, когда тот бросится на него. …Ухватив разъярённое животное одной рукой, Степан повалил его на землю.

Недюжинная физическая сила и крутой нрав сослужили Черадионову старшему и недобрую службу. В его кузницу однажды пришёл пан и попросил подковать коня. Когда работа была выполнена, пан решил просто уйти, не рассчитавшись и на требование заплатить – ударил кузнеца по лицу. Рассвирепев, Степан ухватил обидчика за ухо и… оторвал его. От гнева бесчестного господина семье пришлось бежать в Казахстан, где и родилось большинство детей Черадионовых, в том числе и наш герой – Иван Степанович. В 1929 году их семейство оказалось в Варне. Здесь начинали строить железную дорогу, и кузнец с богатым опытом пришёлся кстати. Работал он всегда с удовольствием и был настоящим профессионалом. …А в 1944 году этот могучий человек умер от голода.

…Его сын Иван Степанович окончил среднюю школу, стал комсомольским вожаком. Работал маслоделом. В 1936 году его забрали в армию; служил в Новосибирске, в войсках НКВД. После службы был отправлен в Кронштадт «учиться на командира». Потом – на границу России и Литвы, близ Брестской крепости (которая 22 июня в 4 часа утра первой приняла удар…).

В сороковом году он приехал домой в отпуск. Степан Дмитриевич спросил сына, будет ли война. На что Иван Степанович ответил: «Будет, тятя». Он именно так всегда обращался к отцу, по старинке – тятя. В том же сороковом предвоенном году Иван расписался со своей избранницей Таисией Михайловной. …Она тоже попала в плен, но дожила до семидесятых.

Его письма из армии, которые он писал с завидной регулярностью, начинаются почти всегда одинаково, с нежностью: «Привет из Новосибирска, тятя, мама, сестрёнки Вера, Анюта и братик Лёня!…».

Какой трогательной заботой и любовью наполнена каждая строка: «Прежде всего, я, как и раньше, советую тяте перейти на пенсию, ибо работать ему дальше нельзя. <…> Обо всех безобразиях пишите мне».  

«Тятя, Вам совсем не следует расстраиваться при любых обстоятельствах, ибо это подрывает Ваше здоровье. Маме также, и на ребят надо меньше кричать, а больше воспитывать».

«Тятя! Вам нужно принять все меры к тому, чтобы вылечиться. Для того, чтобы это сделать, нужно обязательно добиться путёвки на курорт».

Его письма перестали приходить сразу после начала войны…

Как известно, всех русских пограничников немцы еще до войны знали чуть ли ни по именам, и разговор с ними у фашистов был короткий. Кроме того, Иван Степанович был политруком и коммунистом, а тогда в плену у немцев это было равносильно смертному приговору…

Его искали… Сначала сёстры, потом их дети и племянницы. Писали в различные организации, связывались с поисковиками. Искали… около семидесяти лет. Сегодня известно, где и как именно погиб Иван Черадионов. Известен даже номер, который фашисты присвоили ему в концлагере – 4532… Теперь его племянницы, которые потеряли на той войне ещё и отца, мечтают о том, чтобы посетить могилу Ивана Степановича, почтить память всех погибших и исполнить старый обычай – привезти на место захоронения немного родной земли…

Светлая память героям, павшим в боях за Родину, в боях против фашизма.

Сергей КОТОВ

 

 

150 150 Советское село

Оставь свой комментарий

Что ищем...
Архивы
Настройки конфиденциальности

Когда вы посещаете наш веб-сайт, он может сохранять информацию через ваш браузер из определенных служб, обычно в виде файлов cookie.

Это совершенно безопасно, так делают все сайты, но по закону, мы обязаны вас предупредить.

Полный текст Политики конфиденциальности ЗДЕСЬ.

Наш веб-сайт использует файлы cookie, в основном сторонних сервисов.