Наша землячка вернулась домой и счастлива здесь. Спасибо новой работе и творчеству
Художница-передвижница — так в шутку говорит про себя жительница села Катенино Анна Кузнецова. А земляки не могут налюбоваться на её творения. Автобусная остановка, дома, школа, площадка в детском саду — все они напоминают картины из музея под открытым небом.
Анна рисует всю жизнь. Но последние месяцы особенно охотно. Вдохновение не оставляет её. Ведь теперь Анне не нужно ездить на вахты и надолго покидать родное село, степи, реки и перелески. Всё потому, что Анна работает всего в нескольких километрах от дома — лаборантом спектрального анализа на Михеевском горно-обогатительном комбинате.
Хлебом не корми, а дай накормить
В Катенино она родилась и выросла. Здесь же окончила девятый класс школы. Тогда-то и начались её странствия. Сначала поступила в училище и уехала в Карталы. Освоила профессию продавца-учётчика и тут же отправилась в Троицк. Там в институте познавала премудрости биотехнологии. С детства была смышлёной, умной и покладистой, любила животных и природу, поэтому без проблем получила высшее образование по этой специальности.
Диплом — новая метка в жизни и новый поворот в судьбе. Вчерашняя студентка отправилась в Челябинск и устроилась на хлебокомбинат. Вкусная профессия радовала, но в большом городе Анна затосковала. Дым родного очага затмил аромат хлебного духа. И она вернулась в Катенино. По соседству начали возводить Михеевский горно-обогатительный комбинат. Девушка не осталась в стороне от большой стройки. Она устроилась в столовую и кормила рабочих из подрядной организации. Строители ели, нахваливали и просили добавки. Анна радовалась, что занята полезным делом, но бойкая натура не давала покоя душе. Будто главная героиня фильма «Девчата» (не скажи, что хрупкая и маленькая, и по борщам одни пятёрки), девушка заскучала на одном месте, рванула в таёжную даль и оказалась за полярным кругом. Устроилась недалеко от одной из буровых партий бригадиром столовой. Так судьба занесла её в самую северную точку Евразии — на полуостров Таймыр.
Северное сияние и ягодный ковёр тундры
«Ездила на вахту кормить бурильщиков. Добиралась долго: двое суток на поезде до Нового Уренгоя, потом 4,5 часа на вертолёте. Жили в тундре, всего в 3 километрах от Карского моря. Из окошка белых медведей видели, песцов, росомах. Вокруг стояли пугалки для животных. Громкие звуки издавали, чтобы звери не приближались к нам», — вспоминает Анна Кузнецова.

Больше всего Анна любила летние вахты. В июле и августе в Заполярье тепло, временами даже жарко. Кругом красивый мох, вкусная морошка.
Больше всего она любила летние вахты. В июле и августе в Заполярье тепло, временами даже жарко. Кругом красивый мох, вкусная морошка. До большой земли сотни, если не тысячи километров. Из постоянных жителей — только кочевники на оленях. Но полярное лето коротко, почти как полярный день. Остальные 10 месяцев на Таймыре царит зима. Со всеми своими «прелестями», вспоминает Анна. Морозы -50, полгода полярная ночь, и в самые сильные холода землю накрывает не туман, как на Урале, а северное сияние. Такого зелёно-голубого оттенка на небе, говорит Анна, больше нигде не видела. Но за годы скитаний даже он всё реже трогал чуткую душу художницы.
Хотелось к солнышку и домой.
«45 дней через 45, по 12 часов практически. Вот такой график работы на вахте. Холодно и темно, и по дому скучаешь. Последний заезд стал последней каплей. Уехала на три месяца. И за эти сто дней в Заполярье твёрдо решила: больше сюда не вернусь», — признаётся Анна.
В общем, забрала вещи и купила билет на вертолёт — на этот раз в один конец. Летела и думала только об одном: как бы побыстрее оказаться в родном селе. Дома Анна сначала просто хорошенько отоспалась, отдышалась. И, недолго думая, отправила резюме в отдел управления персоналом того самого Михеевского ГОКа. Её охотно взяли. Причём не в подрядную организацию, а на основное производство. И даже не поваром, а лаборантом — в химическую лабораторию. Диплом биотехнолога оказался очень кстати. Чтобы приступить к работе, оставалось только специальные курсы пройти — за счёт предприятия.
Химическая кухня и родные просторы
Так в сентябре прошлого года в её жизни началась новая глава. Точнее, Анна с головой окунулась в производство. Химические опыты увлекли её гораздо сильнее кулинарных экспериментов. И это немудрено, ведь у Анны и её коллег — важная миссия. Они контролируют все этапы переработки меди и производства медного концентрата. Анна — лаборант спектрального анализа. Она работает на современных чувствительных приборах, которые могут разложить вещество на молекулы всего за три минуты и определить состав с точностью до тысячной доли процента. Геологи, буровые мастера, экскаваторщики, машинисты мельниц, флотаторы, инженеры — по сути, результат труда всех этих людей — всего одна заветная цифра: содержание меди в медном концентрате. И здесь последнее слово — за химиками. Большая честь, но и ответственность немалая. Впрочем, Анну она не пугает. Даже наоборот. Труд может свернуть горы. Ей ли, работнице горно-обогатительного предприятия, этого не знать!
«Мне очень нравится здесь. Коллектив душевный. И на работе ценят не только мой труд, но и таланты. На Новый год мы все вместе украшали лабораторию. Я ещё в детстве мечтала стать художником-оформителем, как моя тётя, так что мечта сбылась», — радуется Анна.
Когда душа поёт, то руки рисуют
А в выходные она дома с детьми, на огороде или возле мольберта. Однако теперь Анна рисует не только на холсте. Всё родное село — словно её галерея. Денег за рисунки не берёт. На ГОКе платят достойно, а улыбки людей, считает Анна, бесценны, особенно детские. Герои мультиков, цветы, животные — наша землячка освещает мир яркими красками, по которым так соскучилась за годы полярных ночей.

Анна рисует не только на холсте. Всё родное село — словно её галерея.
Она вернулась домой и первым делом купила дом. Сейчас потихоньку занимается стройкой, доводит его до ума, возится в огороде, играет с собаками, рисует и детей своих учит рисовать. Анна говорит, в сердце навсегда Варненский район и Южный Урал, а северному сиянию место только на её картинах.
Игорь БОЛОНИН
Фото автора и из личного архива А. Кузнецовой
Оставь свой комментарий