Берегись мошенников!
За последние годы по всей России участились случаи мошенничества с банковскими картами. Сайты коммерческих банков призывают клиентов к бдительности. Статистика печальна — количество преступных операций продолжает расти. Десятки и сотни тысяч рублей перетекают со счетов пострадавших в карманы аферистов.
Насколько актуальна эта проблема для жителей нашего района, как распознать мошенников и не стать жертвой обмана — на эти и другие вопросы ответил заместитель прокурора Варненского района Ильдар Анваревич Багаутдинов.
— За 2013 год на территории нашего района в правоохранительные органы поступило семь сообщений о мошенничествах подобного рода.
Сценарий прост. На сотовый приходит сообщение: «Карта заблокирована, позвоните по номеру такому-то». Вы набираете номер (жертвой мошенников, как правило, становятся люди преклонного возраста, честные и доверчивые). Представившийся сотрудником банка мошенник убеждает, что вы должны отправиться к банкомату и выполнять все его указания. Там по телефону он руководит вашими действиями, и вы, не отдавая себе в этом отчёта, подключаете услугу «Мобильный банк» на его номер. Ну а дальше уже дело техники, как говорится. Пользуясь благами цивилизации, мошенники списывают с вашего счёта всё, что там есть.
В целом преступления подобного рода совершаются именно так. Сценарий варьируется, но в любом случае, мошенники контактируют с потерпевшим посредством телефонных переговоров, убеждая совершить те или иные манипуляции с картой. Иногда, не мудрствуя, напрямую просят перевести деньги, диктуя номер счёта. Мотивируют тем, что «мошенники их чуть не похитили» и для вашей безопасности «так будет лучше». И люди переводят…
Примечательно то, что аферисты зачастую «работают» из других субъектов Федерации. После того, как преступление совершено, их номера оказываются просто «недоступными».
— Почему растёт популярность таких преступлений?
— В настоящее время активно идёт переход на новую систему расчёта — безналичную. Всё больше людей имеют пластиковые дебетовые и кредитные карты. Соответственно растёт и число мошенничеств с ними.
— Какие действия предприняты по заявлениям о мошенничествах в нашем районе?
— По результатам их рассмотрения приняты процессуальные решения о возбуждении уголовных дел. В настоящее время по шести делам предварительное следствие приостановлено, в связи с тем, что лиц, причастных к преступлению, установить не удалось (в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), но работа ведётся, а по одному делу ещё идёт.
Статистика неутешительна: количество сообщений о преступлениях подобного рода увеличилось, и они крайне тяжело раскрываются. Эта проблема актуальная на всей территории РФ. В настоящее время разрабатывается стратегия её решения.
Мы настоятельно советуем гражданам быть бдительными и не поддаваться на уловки преступников. Стоит быть внимательнее и разумнее. Бывает, что беспечность переходит всякие границы и попросту провоцирует совершение преступления. Так один гражданин, к примеру, сняв деньги с карточки, обронил её. Другой её подобрал и на тыльной стороне обнаружил код, нацарапанный чем-то острым. Сняв с чужой карты 42 000 рублей, преступник спокойно ушёл. Конечно, его личность быстро установили (благодаря камере на банкомате) и привлекли к ответственности, но такая небрежность (я имею в виду потерпевшего) недопустима…
Существуют правила, которые разрабатываются в службе безопасности каждого банка. Следуйте им неукоснительно и помните, что мошенничества с банковскими картами очень сложно раскрываются.
Правила безопасности
► Сотрудники банка никогда не звонит клиентам с просьбой отменить (аннулировать) операции.
► Внимательно читайте смс-сообщения, всегда проверяйте реквизиты операции.
► При проведении операции с вводом пин-кода всегда прикрывайте клавиатуру свободной рукой. Это не позволит мошенникам записать ваш код на камеру.
► Замки доступа в специальные помещения, где устанавливаются банкоматы, открывающиеся банковской картой, не должны требовать пин-кода.
► До проведения операции в банкомате осмотрите часть аппарата над клавиатурой и устройство для приёма карты — там не должно быть никаких посторонних предметов (например, рекламных буклетов).
► При утрате мобильного телефона или планшета, к которому подключена услуга «Мобильный банк» или установлено приложение «Сбербанк Онлайн», следует незамедлительно обратиться к своему оператору сотовой связи для блокировки sim-карты и в контактный центр банка для приостановки действия вышеупомянутых услуг.
► При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», необходимо отключить услугу на старом номере.
► Установите на телефон антивирусное программное обеспечение и своевременно его обновляйте.
► Храните пин-код отдельно от карты. Не записывайте его на карте и не сообщайте другим лицам (даже родственникам). Не водите пин-код при подключенной сети Интернет.
► Никогда не сообщайте данные вашей карты, если вам позвонили и назвались представителем банка, торговой фирмы и т. п. Такой звонок наверняка станет причиной проведения несанкционированных операций с вашей картой.
► Не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощи при проведении операций. При необходимости обратитесь к сотрудникам в филиале банка или позвоните по телефонам, указанным на устройстве или на банковской карте.
► Банк при рассылке смс клиентам всегда обращается по имени и отчеству, а также указывает последние цифры номера карты. При необходимости связаться с банком в его сообщениях предлагается звонить только по телефонам, указанным на карте, а не в смс.
► Сообщения банка рассылаются с короткого номера (например, 900 или 9000, 9001). «Официальные» одиннадцатизначные номера используются только для приёма входящих звонков в банк, но никогда для рассылки сообщений.
► Если полученное смс вызывает любые сомнения или тревогу, необходимо сразу позвонить в контактный центр по номерам, размещённым на карте или в правоохранительные органы.
Будьте осторожны.
Сергей КОТОВ
Оставь свой комментарий