Ко Дню водителя о дороге и о себе рассказал варненец Сергей Михайлович Лычагин
Сергей Михайлович Лычагин — скромный и трудолюбивый человек, считающий, что повода рассказывать о нём нет. А повод есть — 30 октября водители отмечают свой профессиональный праздник, а наш герой с 17 лет за баранкой автомобиля, и его водительский стаж — 44 года. Разве это не повод?
«Наверное, мне на роду было написано быть водителем», — начинает свой рассказ Сергей Михайлович. И действительно, дед по отцовской линии Сергей Иванович Лычагин был водителем-мотористом, да и отец Михаил Сергеевич тоже работал водителем. С детских лет маленький Серёжа всегда был с ним на машине, а во время ремонта — под машиной. Подавал отцу ключи, став постарше, сам разбирал, смазывал и перебирал узлы.
Пареньку всё было очень интересно. Да и в школе этот интерес ещё больше вырос, когда они, ученики старших классов, на уроках труда начали изучать автодело под руководством Василия Матвеевича Киселёва. Занятия проходили в школьном гараже, там же стоял ГАЗ-51. Мальчишки не только изучали принцип работы автомобиля, основы устранения неполадок и неисправностей, но и Правила дорожного движения. Что особенно привлекало их, так это вождение.
Самые достойные по окончании этого двухгодичного курса вместе с аттестатом об образовании, паспортом получили ещё и водительское удостоверение категории «С». Наш герой, конечно же, оказался в их числе. Его радости и гордости тогда не было предела.
Сергей Михайлович говорит, что хотел стать военным, поэтому после школы попытался поступить в Челябинское танковое училище. Ему не хватило баллов, отчаиваться не стал, вернулся домой и пошёл устраиваться на работу в Варненский комхоз… водителем. Директор Василий Петрович Дедов посмотрел его документы и поставил на заявлении резолюцию «Принять».
С облегчением выдохнул парнишка, ведь директор не обратил внимание, что на его правах в разделе «особые отметки» написано, что к работе он имеет право приступать не ранее, чем 10 марта 1979 года, то есть по достижении им 18 лет. Вспоминает, получил он после капремонта ГАЗ-51, и началась его трудовая деятельность. Зиму отработал, а весной в армию призвали. Вот тут-то и выяснилось, что парень раньше положенного за руль сел, но что сделано, то сделано, да и работал он хорошо, претензий со стороны руководства не было.
Так и получилось, что водительский стаж Сергея Михайловича начал свой отсчёт с 17 лет. В армии он поднабрался ещё больше опыта, так как служил в автороте. Там на Дальнем Востоке прошёл хорошую школу и в плане ремонта, и в плане эксплуатации, там впервые сел за руль КаМАЗа.
Именно это знакомство с дизельными автомобилями, спецтехникой и случайная встреча с начальником ДПМК-1 предопределили дальнейшую судьбу Сергея Михайловича.
«С Кидиновым мы встретились в электричке, вместе ехали из Челябинска, — рассказывает С.М. Лычагин. — Разговорились, от него узнал, что в Варне открывается новая организация, которая будет заниматься строительством дорог, что сейчас идёт набор кадров. Василий Григорьевич поинтересовался, кто я и откуда, и пригласил к себе. Так я и попал в большой коллектив профессионалов своего дела».
По его словам, собралась дружная команда, где у каждого можно было многому поучиться. Признаётся, учился не только каким-то профессиональным навыкам, но и выдержке, терпению. С теплотой вспоминает Сергей Михайлович всех, с кем довелось ему работать. Среди них наставники: Геннадий Яковлевич Беличенко, Иван Павлович Бобров, ровесники: Раис Аюпов, Валерий Исаев, Анатолий Писаренко.
Работа в ДПМК — очередной жизненный этап. Это была молодая, но мощная организация. Большие заказы, объёмы работы, а, значит, и высокие зарплаты. Работать в ДПМК-1 было престижно и почётно. Передовики получали хорошо, и машины им давали всегда «с конвейера». Лычагин получил новый бортовой КаМАЗ и на нём побывал в разных городах Советского Союза.
«Мы же дороги строили, техники всякой много было. Конечно же, она ломалась, поэтому приходилось за запчастями ездить туда, где их производили. Так что в 80-е полстраны исколесил. Зато много чего узнал», — говорит Сергей Михайлович.
Брест, Воронеж, Липецк, Новосибирск, Москва — из этих и других городов привозил С.М. Лычагин запчасти для ремонта специализированной техники ДПМК-1.
Позже, когда, мягко говоря, начался спад производства, а попросту развал, возможно, именно этот опыт натолкнул его на мысль заняться грузоперевозками. 19 лет отработал он в ДПМК-1, но видел, что развитие некогда прославленной организации остановилось. Сергей Михайлович сначала арендовал КаМАЗ, а потом, когда дело пошло, купил собственный. С 1999 по 2016-й был дальнобойщиком. В 2016-м расстался он со своим большим железным конём и пересел на тот, что поменьше, но не менее значим. Он — водитель скорой медицинской помощи, а это поважнее будет, ведь от профессионализма водителя жизнь пациента тоже зависит.
Сколько километров накатал наш герой, не сосчитать уж теперь, в каких ситуациях побывал — всего не рассказать. Не растерял чувства юмора и душевной теплоты — а это самое главное.
«Да, дорога сильно изменилась, — рассуждает наш герой. — Я не о качестве, хотя те, что мы сорок лет назад строили, до сих пор ещё держатся, а новые и года выстоять не могут, рассыпаются. Но я не об этом. Раньше люди проявляли больше уважения друг к другу, мимо никогда не проезжали, останавливались, спрашивали, чем помочь. Сейчас же мимо стоящего на аварийке пролетают, ещё и педаль газа поднажмут. Остановись, выслушай, человеку, может, просто позвонить надо. Внимательнее надо быть. Селфи на ходу делать успевают, а руку помощи мало кто протянет. Если только тот, кто сам пережил в дороге сложную ситуацию — хотя и опасность не всегда людей учит. Пережили, сами выкарабкались и забыли. Если человечность есть, она от сердца идёт. Дорога такая штука, тут взаимовыручка важна, хамство неуместно. Вот, собственно, это я и хотел пожелать всем, кто считает себя водителем, кто садится за руль своего авто и отправляется в путь. Неважно, какой — дальний, ближний — будь вежлив ко всем участникам движения, и тогда все вернутся домой живыми и невредимыми».
Наталья МОЧАЛКИНА
Фото из личного архива С. Лычагина
Оставь свой комментарий