Книга или компьютер?

Книга или компьютер?

Книга или компьютер?

Помните древнеславянскую азбуку? Аз, Буки, Веди, Глагол… Читая буквы Кирилла и Мефодия не по их алфавитным названиям, а по звукам и соединив всё воедино, мы получаем замечательную вещь – послание, дошедшее до нас сквозь века. Аз значит «я», Буки – «буква», Веди – «ведаю» или «знаю». Если адаптировать старинный текст к нашему времени, сделать, так сказать, вольный перевод, получится следующее: «Я знаю буквы. Слово – это достояние. Живите, трудясь усердно, жители земли, и, как подобает людям. Постигайте наше мироздание. Неси знания убеждённо – его оплодотворяет Всевышний. Это дар божий. Тот, кто точит, проникает. Дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь»…

Сегодня трехлетнему ребёнку вместо книги дают планшет (кстати, о том, с чем сталкиваются дети, выходя в Интернет, мы поговорим в другой раз). Что даёт ему карманный компьютер? Ребёнок приобретает навык работы с подобной техникой – прелестно, в будущем это ему, конечно, пригодится. Но сейчас это ребёнок, и вместо того, чтобы развивать артикуляцию, учиться идентифицировать звук, букву, слово, он приучается лишь тыкать пальцем в экран. В результате, в будущем у него могут возникнуть большие проблемы с освоением письма – так называемая дисграфия (неспособность соотносить звук и букву). Когда настаёт пора учиться писать, он делает специфические ошибки: например, ему диктуют ш, а он пишет с. Кроме того, у ребёнка могут развиваться расстройства устной речи и других психических функций.

Из года в год компьютер, социальные сети, скайп, ютьюб, игры крадут из жизни каждого ребёнка всё больше времени, в результате чего исчезает самое главное – контакт ребёнка с ребёнком, о чём мы уже упоминали в прошлой статье… Да, они по-прежнему собираются вместе, вроде бы общаются, уткнувшись каждый в свой телефон. Вспомните дворы хотя бы двадцатилетней давности. Футбол, хоккей, ножички, волейбол да даже карты! Мальчишки, их драки и конфликты – дворовая культура. Повсюду царствовал диалог. Про-го-ва-ри-ва-ни-е! Всегда и всюду дети разговаривали друг с другом. Старшие воспитывали младших, разбирали их ссоры, наставляли, отвешивали подзатыльники… Может, это покажется смешным, но именно так ребёнок привыкал жить в обществе.

Утвердилось заблуждение, что компьютер в качестве источника информации вполне может заменить источник печатный. Это не так. Их роли различны. Компьютер – это инструмент, один из способов добывания сведений, но далеко не основной – не стоит его переоценивать. С точки зрения оперативности получения информации всемирная паутина, безусловно, не знает себе равных. Как и в плане ассортимента. В этом библиотека с ней не сравнится. Но всё это богатство и скороспелость ребёнку любого возраста совершенно не ко времени. Ему необходимо развиваться, приучаться к дисциплине, нарабатывать навык сбора информации, вдумчивого чтения, анализа, синтеза, словотворчества… Услуги Интернета требуются взрослому человеку. Кроме того, у печатного знака есть особенная миссия. Он оказывает своё уникальное влияние на человека (вспомните, о чём говорили Кирилл и Мефодий). Глядя на экран (что телевизора, что компьютера или смартфона), мы потребляем не суть, а её оболочку, посредством которой развитый человек доберётся до смысла, использует ярлык для того, чтобы вытащить необходимое. Сделать это способен только тот, кто владеет прецедентными текстами, человек начитанный обладает соответствующими инструментами – развитым мышлением, навыком анализа, синтеза… Что делать в Интернете ребёнку, который и в реальности-то пока ещё хорошенько ориентироваться не способен? Волей-неволей его мозг приспосабливается к суррогату, а не к качеству. А ведь ребёнку на всех стадиях развития необходим КАЧЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ под рукой! Не имея его, он учится обходиться тем, что есть, ошибочно принимая за эталон всё, что видит, учится оперировать пустыми оболочками. Беда в том, что принцип потребления поверхностной информации он транслирует и на всю свою последующую жизнь! Вы знакомы с подростками, которые ничем вокруг не интересуются – ни другими, ни даже собой? Их ничего не удивляет, ничего не шокирует. Ничего не способно вызвать у них настоящего горя… Им чуждо вдумчивое созерцание, скучно всё, что не мелькает, не кричит, не разбивается, не издаёт шума – то есть не развлекает.

Каким будет ребёнок, в первую очередь зависит от семьи, в которой он вырос. Родителям стоит прислушиваться к профессионалам. Когда-то наши мамы и папы безоговорочно слушались педагогов, теперь они их сами поучают. А ребенок по-прежнему идёт в школу, не умея читать, тогда как готовиться к учению нужно не в семь лет и даже не в пять, а с момента рождения, и всё очевиднее становится, что родитель потерял способность критически оценивать своё чадо. Твой ребёнок априори самый умный, способный, грамотный, неважно насколько это соответствует истине. Его никто не смеет воспитывать, никто к нему не смеет прикасаться или указывать ему. Когда-то каждый сознательный человек, особенно пожилой, считал своим долгом дать наставления расшалившемуся малышу, а за серьёзную провинность надрать уши. Попробуйте сегодня тронуть чужого ребёнка…

В семидесятые, восьмидесятые годы российское образование на международной арене было на третьем – пятом местах. Сейчас – на сорок шестом, после Перу, Уругвая, Эквадора и прочих… О том свидетельствуют рейтинги международных институтов исследования. Кто как не мы сами виноваты в том, что происходит с нашими детьми? Кто должен нести за них ответственность?

…В 1987 году Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Свою речь сорокасемилетний поэт сформулировал как личное и поэтическое кредо. В ряду прочего он произнёс в ней следующее:

…ни один уголовный  кодекс  не  предусматривает наказаний за  преступления  против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким являются не цензурные ограничения и тому подобное, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление  это совершает  нация – она платит за это своей историей.

<…> не по опыту, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе  подобного во имя  какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И  я  говорю  именно  о  чтении  <…> литературы,  а  не о  грамотности, не об образовании.  Грамотный-то, образованный-то  человек  вполне  может, тот или иной политический  трактат прочтя, убить себе подобного  и даже испытать при этом  восторг  убеждения.

Продолжение следует…

 

Людмила Александровна СОВНОВСКИХ,

методист Варненского МБО по работе с детьми

Компьютер – это требование времени. Он хорош для работы, а для учёбы школьнику он ни к чему, я считаю. Многие люди категорически настроены против компьютера и телевидения вообще, но, если задаться целью, то современные технологии станут не врагами, а друзьями книги. Просто эксплуатировать их необходимо с пользой. В том числе и при работе с литературой. Например, к качестве грамотного, продуманного иллюстративного материала.

…Вообще всё идёт от семьи. Если родители ребёнка читали сами и сумели привить ему страсть к чтению в самом раннем возрасте, он, скорее всего, никогда не расстанется с книгой. Если любовь к чтению не привита, с этим уже ничего не поделаешь. Большинство детей приходят в библиотеку только потому, что того требует школьная программа.

Если вас интересует статистика, то за последние семь лет доля систематически читающих детей в России снизилась на 20%. Очень хорошо читают в младших классах. Летом приходят со списками по внеклассному чтению, кроме того, читают иной раз журнальчики, книжки не из списка. Дети среднего возраста (5-6 классы) читают современные детские детективы, некоторые интересуются специфической литературой, например, жанра хорор (ужасы) и фентези – всё свежее, что появляется. Старшеклассники читают только по школьной программе, а рефераты для школы пишут, используя компьютер. В читальных залах уже практически не работают, как раньше. Кроме того, они используют краткие пересказы.

Репертуар для домашнего чтения у детей за последние десятилетия очень изменился. Классическую детскую литературу перестали читать совсем. Забыты Вениамин Каверин, Жюль Верн… Когда-то за Александром Дюма выстраивались очереди, а теперь он на полках пылится. Зачитывались Фенимором Купером, Алексеем Мусатовым, а теперь «сошли» на массовую литературу (попросту говоря, «чтиво») – книги, которые прочтёшь и завтра не вспомнишь. А классиков некоторых уже даже и в фонде нет, по-моему. Современные молодые читатели совершенно их не воспринимают и не понимают. О войне читают только в преддверии Дня Победы, и то потому только, что в школе задают. Многие школьники даже не знают сколько лет война шла.

Чем старше дети, тем дальше они становятся от книги. Начиная с одиннадцатого класса и старше (вплоть до сорока лет) – люди перестают читать вообще. Вероятно, причина в том, что юноши и девушки очень загружены. Учёба, поиски работы и тому подобное. Старшие классы школы, колледж, потом институт… Как ни привлекаем мы их всевозможными мероприятиями и тому подобными вещами, студенты по-прежнему не читают.

О том, что образованность детей снизилась, я сказать не могу. Скорее образование изменило свои акценты. Возьмём внеклассное чтение. В списках была классика: Корней Чуковский, Игорь Акимушкин, Аркадий Гайдар, Вера Чаплина, Анатолий Алексин и т.д. Теперь их почему-то из списков вычеркнули.

 

Лилия Мансуровна ЛИТВИНОВИЧ,

учитель-логопед детского сада № 10 «Алёнушка»

Компьютер «молчит», он никогда не будет собеседником. С самого раннего детства нужно думать о том, как приобщить ребёнка к культуре, сформировать человека, приобщить его к чистому и прекрасному. Без этого всё остальное не имеет смысла. Нужно воспитывать личность. И делать это на примере нужных и правильных произведений, которые учат доброте.

Обратите внимание, когда малышу даёшь книжку, ему становится любопытно. Он начинает её вертеть, разглядывать, рассматривать… Сегодня мама вместо книги включает ребёнку компьютер… Потому что ей, видите ли, некогда. Некогда читать ребёнку, разглядывать картинки, разъяснять прочитанное.  Пойти с ребёнком  в магазин и выбрать книгу – этого нет. Детям покупают игрушки, причём безобразные: эмо направления, монстров или страшных, мёртвых «Барби», лежащих в гробах и тому подобное. Кого мы хотим воспитать такими вещами? Монстра?

Книги нам заменили гаджеты. Ребёнку трёхлетнего возраста покупают на день рождения планшет. Причём не задумываются о содержании мультфильмов, картинок, игр, которые в него закачивают. Компьютер, конечно, уже вошёл в наш мир и закрепился, и мы не можем от него совсем отказаться и не приобщать к нему ребёнка, но делать это нужно обдуманно и в разумных пределах. Не в три года! Дошкольнику никак нельзя находиться у экрана больше 15 минут в сутки. Под экраном я понимаю телевизор, планшет, компьютер – всё вместе. Если он играет, игры должны быть развивающими. Мультфильмы же, которые детям включают на компьютере, чтобы они сидели на месте – это вообще отдельная проблема. Возьмём современных мультипликационных героев Машу и Медведя. Эти страшные существа не наши старые добрые персонажи. Ребёнок сидит и смотрит, как они бьют друг друга, скачут, прыгают, падают. «Губка Боб» – это вообще мультфильм для взрослых! «Том и Джерри» – сплошное насилие, а его ещё смеют сравнивать с нашим «Котом Леопольдом» или «Ну, погоди!»… Ужасающие «Трансформеры», «Спайдермен» сравнивается с мультфильмами о наших богатырях.

Мы провели эксперимент среди детей логопедической группы. Современное общество направлено на то, чтобы максимально задействовать зрительный анализатор, а все остальные оставить, грубо говоря, не у дел. В итоге ребёнок пятилетнего возраста активнее всего реагирует на картинки. Для нет него ничего лучше мультфильма. Причем зачастую ребёнок даже не понимает его смысла, главное для него – изображение. Вместо картинки мы стали включать в той группе аудиокниги – наши старые добрые сказки, но только на записи… Поначалу дети не слушали, ничего не понимали, не проявляли интереса. Через некоторое время они заинтересовались, стали вникать, а теперь и сами просят послушать книги, даже пересказывают их! В данном случае мы можем констатировать развитие памяти, речи, слухового внимания, усидчивости. Аудиокнига – это образец грамотного чтения (если на записи не дилетант читает), правильной артикуляции и интонации. Так что это вариант. Вполне вероятно, что прослушивание аудиокниг даже необходимо для развития ребёнка, наряду со всеми прочими методами.

Сергей КОТОВ

150 150 Советское село

Оставь свой комментарий

Что ищем...
Архивы
Настройки конфиденциальности

Когда вы посещаете наш веб-сайт, он может сохранять информацию через ваш браузер из определенных служб, обычно в виде файлов cookie.

Это совершенно безопасно, так делают все сайты, но по закону, мы обязаны вас предупредить.

Полный текст Политики конфиденциальности ЗДЕСЬ.

Наш веб-сайт использует файлы cookie, в основном сторонних сервисов.